
У нас в семье всё честно : главной девочке — фахверк эльзаских деревень, пиво и сосиски , лысому мальчику — машинки, пиво и сосиски , маленькой девочке — Eвропа-Парк и сосиски, а старшему мальчику — Израиль, жара и армия. Вот, всё честно)
И сегодня ОН — третий машинный музей в нашу копилку Musée National de l’Automobile de Mulhouse — автомузей в Мулюзе и это снова Эльзас (такой маленький и такой богатый на впечатления)
Уже по пути из холла в выставочный зал стоят интересные и уникальные модели и здесь начинаешь спрашивать себя » если это стоит тут, так сказать в предбаннике музея, то что же будет дальше ? »
Роскошного цвета машина внизу на фотографии — это один их дизайнов модели Bugatti Type 41 20-х годов , которую Этторе Бугатти планировал выпустить в ограниченном количестве из всего лишь 25 штук и продавать только богатым людям из числа королевской знати , поэтому она и носит название «La Royale » — Королевская. Было выпущено всего 6 автомобилей, но их непомерно высокая стоимость и начавшаяся Великая Депрессия , заставили концерн Бугатти свернуть производство этой модели . Но все выпущенные машины сохранились до наших дней 2 из которых находятся в этом музее.
Мне безумно понравилась выставка уникальных автомобильных маскотов первой половины прошлого века . Маскоты (Radiator mascot) — это фигурки , которые крепят на переднюю часть капота машины .
Первыми такие украшения начала делать компания Роллс-Ройс и что удивительно, но идея эта пришла в голову не им, а одному из владельцев их автомобиля — барону Монтегю в 1911 году ,который был другом Чарльза Стюарта Роллса и Фредерика Генри Ройса — основателей концерна и одним из первых владельцев автомобиля этой марки. Он был настолько увлечённым автомобилистом, что даже составил первый учебник вождения и долгое время возглавлял Британский королевский автоклуб.
Чтобы украсить свой автомобиль и выделиться ещё больше, он заказал фигурку-талисман — грациозная девушка в летящем платье , моделью для которой выступила секретарь и любовница барона — Элеанора Веласко Торнтон. Поэтому статуэтку ещё иногда шутливо называли «Элли в ночнушке». Официально она называлась «Летящая леди» , но за столетнюю историю сменила кучу имён, а с 2003 года правами на фигурку владеет компания BMW и она носит название Spirit of Ecstasy («Дух экстаза») .
Попадая в основной выставочный зал ,испытываешь приятный культурный и эстетический шок — огромное и светлое помещение, с ровными рядами автомобилей, стоящими на серой гальке — паровые авто конца 19 века, элегантные лимузины, прогулочные фаэтоны , редкие модели мотоциклов и колясок , необычные машинки, детские машинки …. За счёт зеркальных стен, отражения машин в них и освещения элегантыми фонарями( копией фонарей с парижского моста Александра III), зал кажется просто бесконечным . Пока не натыкаешься на эту зеркальную стену, ты не понимаешь,что это конец .
Общая площадь музея 17 000 м² и образно можно разделить его на 3 огромные секции , каждая из которых представляет определённую категорию машин. Я бы назвала их так: Общий Зал, Спортивные машины и «Лакшери» — модели класса люкс. Самым интересным мне показался общий зал ,как по оформлению так и по наполнению.
Хоть до поездки я чуть-чуть готовилась и немного представляла что нас ждёт, но всё равно даже меня шокировало это невероятное собрание роскошных машин.
Почему-то часто его называют музеем «Bugatti» , очевидно считая, что здесь представлены машины только этой марки, но это не так. «Bugatti» действительно представлен здесь самой полной в мире коллекцией — 123 машины , но кроме них тут ещё около 520 автомобилей различных европейских марок : «Fiat» , «Rolls-Royce», «Maserati’, «Mercedes» , «Porsche » и тд., малоизвестные и уже не существующие марки , а какие тут Майбахи ай-яй-яй! )
История возникновения музея довольно интересная и добавляет ещё больше буржуа — шарма этому месту. Обычно я не увлекаюсь пересказом исторических событий , но здесь не могу сдержаться.
До 1977 года зданием , где находится музей, владели братья Фриц и Ганс Шлумпф, основавшие здесь текстильную фабрику ещё в 1935 году. Доподлинно известно, что во время войны братья сотрудничали с нацистами и поставляли армии текстиль. На здании фабрики развевался нацистский флаг , а стены цеха украшали портреты Геринга и Геббельса. Естественно,что после окончания войны братьям пришлось не сладко : их обвиняли в сотрудничестве с нацистами, арестовали имущество и подвергали критике. В итоге, расследование их деятельности ни к чему не привело и дело было закрыто , но это исключительно потому, что братья Шлумпф являлись гражданами Швейцарии и по законам страны не могли подвергаться преследованию со стороны французских властей . Несмотря на все трудности , братья всегда сохраняли хладнокровие, никогда не раскаивались в содеянном, не извинялись за сотрудничество с плохими людишками и продолжали развивать свой бизнес .
Братья были очень привязаны к своей матери -француженке по происхождению , которая привезла их во Францию из Щвейцарии. Считается ,что её уход в 1957 году, сильно повлиял на них обоих , но именно на Фрице он сказался особым образом — чтобы заполнить пустоту от утраты ,у него развилась болезненная страсть к коллекционированию машин. Он и раньше это делал, но теперь это было в разы обсессивней. Фриц покупал каждую старинную машину, попадавшуюся ему на глаза и мечтал покупать ещё и ещё, желая собрать огромную коллекцию дорогих машин и посвятить её матери. Особой его страстью были автомобили марки «Bugatti». Он покупал их напрямую у владельцев и к 1962 году владел уже 50 автомобилями этой марки , а к 1967 году их было уже больше сотни. В его коллекции этой марки были и личные машины самого Этторе Бугатти .
Что дальше делать, как и где содержать эту огромную коллекцию? И братья придумали — разломав стены цехов в одном крыле фабрики , они открыли музей — мастерскую, куда и переехала их большая коллекция и был занят штат мастеров и специалистов по реставрации. И хотя многие члены клуба Bugatti знали о существовании машин (но не имели допуска к ним ), всё равно это содержалось в относительной секретности и мало кто вне стен фабрики мог представить себе количество собранных автомобилей и в целом размах коллекции. Купленные машины привозили на фабрику под покровом ночи , обёрнутыми в брезент, чтобы никто не смог разглядеть, что под ним прячется . Всё это сопровождалось охраной с собаками , а с каждого работника мастерской была взята подписка о неразглашении происходящего.
Машины так захватили Фрица и оттеснили на задний план заботы о самом бизнесе , что это не могло не сказаться на нём, тем более в то время вся текстильная промышленность Европы переживала кризис — себестоимость изделий росла, зарплаты работников по требованию профсоюзов тоже росли а вот спрос на продукцию падал. К 1974 году, всё стало ещё хуже — практически на грани хаоса. Недовольные рабочие бесконечно устраивавшие стачки и демонстрации и нестабильное финансовое положение концерна подтолкнули братьев к принятию решения о закрытии фабрики. Профсоюзы были очень недовольны этим решением ибо именно на них падало финансовое бремя и забота о бывших работниках фабрики.
Чтобы выйти из этой истории с честью , братья решают продать все свои фабрики всего лишь за один франк , но с условием,что новый хозяин возмёт на себя все финансовые обязательства перед поставщиками и профсоюзом и погасит долг в размере 12 млн долларов. Такого дурака, увы, не нашлось. Назначенный управляющий и советник по выходу из кризиса предложил братьям включить машинную коллекцию в список фабричного имущества и выставить на торги с целью продажи и выплате долгов, но братья категорически отказались это делать, настаивая на том, что это их личная собственность и к бизнесу она никакого отношения не имеет .
Дальше всё было как в России начала 90-х — рейдерский захват и погром. Разьярённые рабочие захватывают фабрики и устраивают блокаду виллы , на которой братья успевают укрыться . Трое суток они выдержали в осаде, пока наконец не позвонили в полицию и с их помощью сумели покинуть дом и, бросив всё, уехали в Швейцарию.
Надо сказать, что к чести городских властей и профсоюза , коллекция машин не была разромлена и разворована , а наоборот — культурно велись переговоры с семейством Шлумпф о передаче автомобилей городу в обмен на «прощение» и закрытие всех дел против братьев.
Но Фриц был непреклонен и ни при каких условиях не хотел расставаться со своими машинами, чем очень разозлил профсоюз и те поспешили в суд — братьев обвинили в том, что на деньги фабрики они покупали дорогие машины и содержали раскошный музей, что неизбежно привело к финасовому краху.
Долгие судебные разбирательства ни к чему не привели , а тем времени ворота музея были взломны рабочими, которые объявили его Народным музеем и принялись водить туда публику на экскурсии . Городские власти, тем не менее понимали, что такой роскошный музей это золотая жила для города и когда братья были объявлены банкротами и встал вопрос о выкупе музея у кредиторов — они сделали всё, чтобы собрать нужную сумму в сорок четыре миллиона франков , хотя по сути сумма смешная , ведь столько стоят всего несколько машин BUGATTI из коллекции Шлумпфов, а тут их больше шестиста.
Живя с братом и женой в Швейцарии , Фриц Шлумпф неоднократно предпринимает попытки вернуть себе музей , обращаясь во всевозможные международные инстанции и находясь в постоянных переговорах со своими адвокатами, не теряя надежды однажды увидеть вновь свои машины . Но увы, этого не случилось . Он умер, так никогда больше не посетив Францию и не увидев свои автомобили . Только в 1999 году, спустя 7 лет после смерти Фрица Шлумпфа , его вдова получила частичную компенсацию и часть машин.
Зал автомобилей-люкс оформлен совершенно по другому. Тут машины стоят на ковровом покрытии, а не на гальке как в общем зале , а стены покрашены в тёмные, благородные цвета . Машины просто шикарные… слов нет передать их изысканность . Мне даже сложно представить ,что когда-то на таких вот так вот посреди белого дня запросто катались… в булоШную . Это же не транспорт — это произведения искусства! Это как Мону Лизу взять и повешать (повесить?) в туалете — кощунство какое-то )
Спортивный зал тоже занимает довольно большую площадь и сама экспозиция очень интересная , хотя мне больше по душе пришлись раритетные автомобили из первого и этот я просто пробежала , особо не задерживаясь. Для фанатов машин и их истории — этот музей настоящая кладезь и если рассказывать в блоге уникальную историю каждой из них , то не хватит и десятка постов.
Здесь же есть игровая комната для маленьких посетителей , с небольшим автодромом и электромобилями, на которых можно погонять. Но мы то уже большие и мы пошли гонять на игровых автоматах 😉
Купили памятную монетку в аппарате (2 евро) и засобирались домой. Ну что же, подводя итог — шикарный музей . Можно по разному относиться к истории его создания и к тем людям, которые владели этими автомобилями , но если абстрагироваться от мыслей о них, то понимаешь — они донесли до нас частичку истории. Мы , в 2018 году имеем возможность прикоснуться к далёкому прошлому, представить как всё это было тогда и кто знает,что стало бы с этими автомобилями , возможно многие их них не дожили бы до наших дней и были навсегда вычеркнуты из истории, если бы не болезненная страсть Фрица к их коллекционированию и реставрации.
Если прогулки по машинному музею не хватило и остались ещё силы, то можно посетить железнодорожный музей с коллекцией старинных паровозов, он находится совсем рядом. Мы туда не пошли, но я записала его себе на следующий раз (обязательно будет ещё раз ) , а ещё в Мулюзе есть художественный музей, музей обоев и музей тканей. Так что сюда , только ради их посещения , можно приехать на целый день , а лучше даже на два! Сам же город Мулюз как-то не вошёл в список мест, которые хотелось бы посетить, потому что….ну, потому что не хотелось . Как бы помягче сказать — тут очень сильно выражено преимущество приезжего населения над местным ) Мы очень почувствовали это на обратном пути,когда выезжали из города и было ощущение, что город сдан ) Ну что ж, очень жаль ….
А мы домой и в зоопарк 😉
•••
23 сентября 2018
Красивые авто и интересный пост 🙂